Крым — благодатная земля, на которой с успехом выращивают самые разные культуры. Огромные территории, отданные под сельское хозяйство, дарят человеку пшеницу и подсолнечник, ячмень и кукурузу и десятки других полезных растений. Для освоения все больших территорий под аграрное дело требовалось решить проблему с орошением.

В достаточном количестве пресных источников на полуострове нет, приходится прибегать к инженерным сооружениям. В их число входят акведуки — мосты, являющиеся частью самотечного водопровода. В Крыму в превосходном состоянии сохранился Чоргуньский акведук, возведенный в 40-ых гг. 19 века. Этот водопровод общей длиной в 18 километров подавал воду в сухие доки Лазаревского Адмиралтейства в Севастополе.

Сохранившийся акведук перекинут через реку Черная и составляет 12 метров в длину, 4,5 метров в ширину и 8 метров в высоту. В начале 19 века на берегах реки располагалось два села — Чоргунь и Карловка (сегодня они объединены в село Чернореченское). Здесь была обустроена плотина, вот которая и являлась началом для самотечного водопровода.

Чоргуньский акведук — это прекрасный пример мостового зодчества. Он представляет собой мост из трех арочных пролетов. Для строительства был использован тщательно отесаный инкерманский камень. Изюминкой моста с точки зрения инженерии является тот факт, что опоры моста не имеют фундамента. При строительстве их установили на деревянные срубы, размещенные просто на дне реки. Акведук прекрасно сохранился и способен и сегодня выполнять возложенную на него функцию.

Акведук Чоргуньский был создан по проекту инженер-полковника Джона Уптона. Это человек оставил о себе добрую память многими постройками в Севастополе. Среди них — самый известный архитектурный памятник города – Графская пристань. Акведук стоит над рекой Черная, пережил две войны и до сих пор радует глаз и привлекает к себе художников и фотографов во все времена года.

μ@
Aqueduct