В 1899 году в Петербурге была издана работа сына Дмитрия Менделеева — «Проект поднятия уровня Азовского моря запрудою Керченского пролива. Составлен Владимиром Дмитриевичем Менделеевым. Посмертное издание, с приложением 2-х карт и 5 разрезов». Владимир Дмитриевич был первым человеком, который подробно занялся этим вопросом, он четко видел все преимущества и перспективу такого сооружения. Плотина в Керченском проливе превратила бы Азовское море в глубокое внутреннее русское море. При этом водоем доступен для плавания больших морских судов.

Владимир был истинным сыном ученого, он изучил физико-географические условия Приазовского края, провел определенные подсчеты. Как оказалось через Керченский пролив каждый год проходит такое количество воды, которое было бы преступлением не использовать во благо человечества. Строительство плотины дало бы этой массе воды «работу». Исследователь предложил соорудить плотину из трех частей и еще одну вспомогательную на реке Кубань. В одной из частей плотины предполагалось сделать два шлюза, чтобы дать возможность попадать судам из одного моря в другое. Воды, сбрасываемые на плотинах, стали бы превосходным «источником силы». Общая стоимость задуманного Владимиром сооружения определялась в 7 миллионов рублей. Это было более ста лет назад.

За прошедшие годы с Керченским проливом были связаны многочисленные исследования, расчеты, проекты, планы. Многие из них рушились из-за геологических условий местности. Вообще при планировании транспортных переходов (мостов, тоннелей, дамб) анализ геологических условий занимает крайне малую часть других изучений. Большее внимание, как правило, уделяют гидрологическим, инфраструктурным и климатическим факторам. Сложность анализа инженерно-геологический условий состоит в том, что крайне ограничена информация и скрыты протекающие процессы. Однако существуют такие местности, где не учесть геологию просто нельзя. Это относится и к Керченскому проливу.

Установлено, что в месте будущего моста через Керченский пролив находятся некоторые геологические феномены. Геология для строительства моста может серьезно повлиять на безопасность сооружения, стоимость проекта, сроки строительства. Прежде всего, ученые сообщают о наличии двух глубинных разломов: субширотного Парпачско-Таманского разлома и субмеридиального Керченско-Ждановского. Благодаря второму разлому, собственно говоря и сформировался сам пролив. Также нельзя забывать и о многочисленных антиклинальных складках, к которым приурочены все грязевые вулканы данной местности. Дополнительную сложность в строительстве обеспечивает палеололина праДона, которая проходит с севера на юг, охватывает с запада и востока косу Тузла. Она заполнена современными лиманно-морскими сильносжимаемыми газонасыщенными глинистыми осадками. Из-за этого проектировщикам мостового перехода пришлось применить свайные фундаменты опор глубиной не менее 75-80 метров. А это в свою очередь ведет к увеличению сроков строительства и увеличению его стоимости. В итоге получаем три опасные особенности геологического строения в акватории Керченского пролива, а также высокую сейсмичность, неотектонические высокоамплитудные движения, грязевой вулканизм, мощные толщи сильносжимаевых малопрочных грунтов, погребенные оползни.

Изучение геологических условий Керченского пролива, казалось бы, ставит крест на строительстве такого сооружения, как мостовой переход через пролив. Однако, проектировщики и ученые вывели формулу, по которой вероятная опасность для сооружения сводится к минимальным значениям. Планируется скомбинировать параболическую каменно-набросную дамбу и большепролетное мостовое сооружение. Дамбу будут возводить между Жуковским и Еникальским створами. Будет искусственно регулироваться сток азовских вод, дамба снимет вопрос с нагоном черноморских вод в Азов, благодаря чему удастся избежать его засоления.
1440977084_704278_0

Подробнее