Почему нельзя построить мост в Крым, не спросив Украину, и надо ли при этом спрашивать согласия Донецкой народной республики, «Газете.Ru» рассказал вице-президент Российской ассоциации морского права, доктор юридических наук, профессор МГИМО МИД России Александр Вылегжанин.

— Недавно глава Крыма Сергей Аксенов заявил, что строительство моста через Керченский пролив потребует согласования с Киевом. Почему?

— Абсолютно юридически корректная констатация. Керченский пролив соединяет Азовское море и Черное. Украина — приазовское и причерноморское государство. Есть ее объективный интерес в поддержании традиционного прохода в Азовское море и из него. Да, Керченский пролив не международный. И никогда не был международным проливом. Но сегодня он служит экономическим интересам двух приазовских государств. Любое ограничение, даже потенциальное, возможностей прохода через Керченский пролив плохо для населения, проживающего на побережье Азовского моря.

Следовательно, мост должен быть таким, чтобы такого ограничения не было. Для этого и необходимо согласование.

Постройка низкого моста, например, безусловно, является ограничением. Действуя в рамках международного права, вопрос о таком мосте надо согласовывать. Даст ли Киев согласие? При нынешней власти можно быть уверенным, что не даст. Но в международном праве значение имеют не только «да» и «нет», но и сама официально оформленная нота и официально оформленный отказ, аргументы, которые представит Киев для отказа, позиция последующего правительства в Киеве.

Прецедент международно-правовой оценки значения сооружения моста через пролив уже был. Тогда над одним из Балтийских проливов — проливом Большой Бельт — Дания решила соорудить мост. И одно из государств, затронутое строительством моста, — Финляндия — посчитало, что мост ограничит возможности его судоходства. Слишком, дескать, низкий мост решила Дания соорудить, всего 65 м над уровнем моря.

Финляндия обратилась в Международный суд ООН для принятия решения о временных мерах, чтобы предупредить такое сооружение.

— И все же какой конкретно документ запрещает нам строить мост через Керченский пролив, не спросив согласия у Киева?

— Международное право состоит не только из конвенций, иных международных договоров, но также из международных обычаев. В приведенном случае именно на обычные нормы международного права сослалась в суде Финляндия. Международный обычай как основной источник международного права зафиксирован в уставе ООН, и эти международные обычаи надо уважать. Поскольку интересы не только России будут затронуты, но и другого или других приазовских государств, необходимо согласованное волеизъявление.

— А Донецкая народная республика, получившая выход к Азовскому морю, теперь тоже субъект международного права? У нее тоже надо спрашивать разрешение на строительство моста?

— Это зависит от того, признают ли Россия и иные государства ДНР как субъект международного права. Согласно общему международному праву, народы, борющиеся за свою независимость от бывших метрополий, бесспорно, являются субъектами международного права. Что касается народов, реализующих свое право на самоопределение, а на это ссылаются лидеры ДНР, то это более сложный вопрос в международном праве, решаемый в конкретной ситуации по совокупности фактических обстоятельств в свете применимого права.

Если Россия квалифицирует ДНР в качестве складывающегося субъекта международного права, то необходимо согласовывать вопрос о мосте и с Киевом, и с ДНР.

Если Россия исходит из того, что ДНР — это часть Украины, добивающаяся своего более справедливого особого статуса в составе Украины, то строительство моста потребует согласования только с Киевом.

Источник

vilegzhanin
Вылегжанин Александр Николаевич

Заведующий кафедрой международного права МГИМО;

директор юридического центра Всероссийского НИИ внешнеэкономических связей Министерства экономики России с 1997 г.;

родился в 1953 г.; окончил МГИМО в 1979 г.;

работал в Отделе международно-правовых проблем ЦНИИ технико-экономических исследований рыбного хозяйства, был старшим, ведущим, главным юристом Управления внешних связей Министерства рыбного хозяйства СССР;

с 1990 г. — заведующий юридическим сектором советского представительства в Марокко;

юридический эксперт делегаций СССР, РФ на сессиях международных организаций по морским природным ресурсам; член-корреспондент РАЕН; руководитель правового раздела Концепции федеральной целевой программы «Мировой океан», раздела «Международно-правовые вопросы и их политический аспект» Федеральной целевой программы «Мировой океан»; член исполкома Ассоциации международного морского права; член Ученого совета Всероссийского НИИ внешнеэкономических связей Министерства экономики РФ; член экспертного совета Комитета по природным ресурсам и природопользованию Государственной Думы РФ.