Судьба одного из главных инфраструктурных проектов страны – Керченского моста, соединяющего Крым с Краснодарским краем, – оказалась под вопросом. Проблема возникает не столько в финансировании (сейчас стоимость проекта оценивается в 228 млрд руб.), сколько в сложных природных условиях. Российские строительные компании опасаются браться за этот проект, считая его технически трудным, а иностранные компании боятся подпасть под санкции.

Российский бизнесмен Геннадий Тимченко отказался от строительства Керченского моста из-за высоких рисков проекта, сообщает агентство ТАСС со ссылкой на Тимченко.

«Это очень тяжелый для нас проект. Не уверен, что мы справимся. Не хочется брать на себя репутационные риски. Не понятно, какова будет стоимость, проекта-то нет. Никто не понимает, какая там геология. И мы не понимаем. Поэтому это очень рискованная история. Я просто боюсь взяться и не осилить», — сказал он.

Министерство транспорта Крыма намерено централизовать управление дорожной сетью и пассажироперевозками.
Ранее ТАСС со ссылкой на источник в «Стройтрансгазе» сообщал, что компания отказалась участвовать в строительстве мостового перехода через Керченский пролив.

«Несмотря на то, что ранее СТГ рассматривал возможность участия в проекте, в текущей ситуации реализация проекта не выглядит возможной для компании», — сообщил он, отметив, что решение принято в результате тщательного анализа всех групп рисков проекта. Однако официального подтверждения эта информация тогда не получила: представитель Тимченко отказался комментировать ситуацию «до официального объявления решения государства о выборе генподрядчика».

Ранее руководитель Росавтодора Роман Старовойт заявлял о том, что интерес к проекту проявляют 7 крупнейших инфраструктурных компаний, одной из наиболее заинтересованных в генподряде на проект он называл «Стройтрансгаз».
Позднее стало известно, что вопрос о строительстве мостового перехода в Крым также обсуждается и с ОАО «Российские железные дороги» (РЖД).

До конца года правительство РФ должно выбрать единственного исполнителя по контракту на строительство мостового перехода через Керченский пролив стоимостью 228 млрд рублей (без учета подходов со стороны Крыма и Краснодарского края). Мост должен быть построен и сдан в эксплуатацию в 2018 году.

Мнение экспертов:

«Проект рискованный, со спорным юридическим статусом, капиталоемкий и требующий качественного исполнения. При отсутствии дешевых кредитов и необходимости расставлять приоритеты и контролировать эффективность расходования бюджетных средств проект действительно может оказаться нереализуемым», – говорит главный аналитик UFS Investment Company Илья Балакирев.

 

«Мост могут как построить в указанные сроки, так и не построить: вероятность того и другого примерно равна, – считает ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Воспрепятствовать строительству могут геология, политика, финансы». По мнению эксперта, иностранные компании скорее всего не примут участие в строительстве. «Ни европейские, ни американские компании делать этого не будут. Вряд ли на это пойдут японские и корейские компании – по политическим причинам. Поэтому остаются компании из других стран, но у многих из них нет опыта в столь сложных проектах. Кроме того, сохраняются риски введения санкций против иностранных подрядчиков. Так что возможного исполнителя, вероятнее всего, придется искать среди российских компаний», – полагает Баранов.

 

«Интерес к строительству моста со стороны иностранных компаний есть, однако, учитывая высокую стоимость реализации подобных проектов и долгий срок их окупаемости, это может так и остаться всего лишь интересом», – согласен ведущий эксперт-аналитик Института проблем естественных монополий Павел Терешко.

При этом все эксперты отмечают, что достичь экономической устойчивости Крыму без налаженного транспортного сообщения с материковой Россией будет нелегко. «Значительную часть денег Крым зарабатывает за счет туризма. Для крымчан изоляция означает снижение уровня жизни, а для федерального Центра – дополнительные расходы», – рассуждает  гендиректор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов. По его мнению, власти в условиях такой изоляции могут сделать лишь одно: развивать те отрасли, которые не требуют значительного грузопотока, – например, IT. Правда, отмечает эксперт, возможно ли такое на практике – пока неясно.

Источник: www.ng.ru, news.allcrimea.net