Фрагмент фильма «Mit der Kamera an der Ostfront» с немецкой канатной дорогой в районе Керчи.
Mit der Kamera an der Ostfront, 1943 — Kertsch
Немецкий проект, так же, как и британский, предполагал сооружение трансконтинентальной железной дороги: из Мюнхена через Керченский пролив в Индию. Весной 1943-го началась непосредственная подготовка к строительству, по плану мост должен был быть полностью закончен к августу 1944-го. Но из-за изменения положения на фронте эти работы вскоре были полностью прекращены.
Немецкие войска использовали канатные дороги везде, где была хотя бы временная необходимость. Их разворачивали там, где воинские грузы было невозможно или нецелесообразно доставлять при помощи вьючных животных или носильщиков. Крупные канатные дороги были смонтированы немецкими войсками не только в Крыму, но и на Кавказе (в районе Марухского перевала), в Мурманской областиВпрочем, соединить два берега немцам все же удалось, и дорогу через Керченский пролив они построили. Только не железную, а канатную. Летом и осенью 1943-гос ее помощью ежедневно перебрасывали по 500–800 тонн груза.
Перед отступлением немецкие войска почти полностью разрушили это сооружение. Но как только Тамань была освобождена, а в восточной части Крыма высажен десант, советские инженеры вновь занялись соединением двух берегов Керченского пролива. Для восстановления дороги было использовано оборудование с одной из действовавших в то время промышленных канатных дорог в Грузии.
«Для восстановления дороги было использовано оборудование с одной из действовавших в то время промышленных канатных дорог в Грузии» — двойная неточность.
Дорога была не восстановлена, а построена заново, причём на новом месте. Расстояние между старой и новой трассами — более километра. Немцы использовали оборудование промышленного типа с деревянными опорами.
Для строительства новой дороги было использована матчасть не промышленного, а военного назначения. Это военная переносная канатная дорога итальянского типа, использованная ранее на Грачевском перевале на Кавказе. В ходе подготовительных работ на Керченском перевале она была основательно доработана, главным в этой доработке было увеличение пролёта опор (они были металлические) и колеи (расстояния между несущими башмаками). Были усилены также тросы и привод.
Не на Керченском перевале, а у Керченского пролива, конечно.)
Канатную дорогу в районе Марухского перевала (Кавказ), сооружённую противником, крупной назвать нельзя. Это лёгкое войсковое канатное транспортное устройство реверсивного (маятникового) типа с ручным приводом — Seilzuggerät 120. Длина трассы такого устройства — около 800 м, грузоподъемность — до 120 кг.