Современные мегаполисы продолжают расширяться новыми кварталами, города — превращаются в мегаполисы, деревни и поселки — в города. Старые постройки зачастую сносят ради строительства новых проектов жилых домов, городских коммуникаций, зданий, сооружений.

1354624838_1
фото: http://www.dom2000.ru/projects/odnoetazhnye

В каждой стране свои законы относительно государственного строительства, Китай в этом плане — один из самых либеральных. Законодательство Китая и добропорядочность крупных строительных фирм предполагает возникновение таких ситуаций, когда проектное строительство приходится полностью изменять из-за не выкупленной части земли у местных жителей. В городе Чунцин одна семья приостановила строительство огромного шестиэтажного торгового центра на два года. Фирма-строитель не подсчитала, что дом, в котором выросли три поколения китайской семьи, откажутся продавать даже за 3,5 миллиона юаней (453 тысячи долларов). Семья за два года выдержала нечеловеческие условия — отключение воды и света, строители выкопали вокруг дома 10-метровый ров. 14 лет назад государство не смогло убедить пожилую пару продать свой дом властям. В итоге вокруг их дома построили двухполосное шоссе.
Edith-terminada
В США также законодательство на стороне частных владельцев недвижимости. В 2006 году Эдит Мэйсфилд отказалась продавать свой участок с домом строительной компании. На этом месте планировалось возведение пятиэтажного торгового центра. За дом Эдит предлагали миллион долларов, а зданию на тот момент уже исполнилось 108 лет. История окончилась тем, что торговый центр возвели вокруг дома Мэйсфилд, небольшой домик простоял еще три года. В 2008 году хозяйка умерла в возрасте 86 лет, спустя год наследники продали землю за 310 тысяч долларов.

В России, как правило, жители идут навстречу строительным компаниям и государству. В качестве примеров можно приводить крупные современные сооружения, заходящие на территорию частного сектора. В частности, даже Керченский мост через пролив предполагает отселение жильцов из домов, подлежащих сносу.

Вообще в России законодательство по проектированию, модернизированию жилых зданий слабо успевает за реальными потребностями этой сферы. В качестве примера возьмем стандарт СТО 00043363-01-2008 — Реконструкция и модернизация жилищного фонда. Для его разработки использовали Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения».

Этот стандарт применяют в качестве учебного пособия в высших учебных заведениях в сфере архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, для проектирования реконструируемых, модернизированных и подлежащих капитальному ремонту жилых зданий и предназначен для органов управления в области архитектуры и строительства, заказчиков и инвесторов, проектных и научно-исследовательских организаций, строительных предприятий и других участников разработки и реализации проектов. Помимо подобных стандартов, строители и архитекторы обязаны учитывать все действующее законодательство Российской Федерации.

До 2008 года жилищный фонд России насчитывал немного меньше 3000 млн м2. Больше половины — индивидуальный жилищный фонд, муниципальный фонд — 30,6%, государственный — 8,7%, общественный и коллективный — 6,06%. Длительное время в стране уделяли внимание, главным образом, наращиванию объема жилищного фонда, ремонты уже построенного и эксплуатируемого отходили на задний план. Не хватало финансирования для капитального ремонта жилых зданий и их частичной реконструкции. Таким образом, сложилась ситуация, что треть жилищного фонда в России с износом более 30%, 3% — ветхое жилье, требующее сноса и переселения жильцов в новые здания.

По материалам сайта www.dom2000.ru