С античности и до наших дней человек подбирал себе удобное и комфортное место проживания. Рядом с жилищем должен находиться источник пресной воды, достаточные территории плодородных земель, леса, полные подходящих для охоты животных. Со временем человек научился извлекать пользу из малопригодных на первый взгляд вещей, для производства и добычи приходилось менять местожительства. Связь между городами и поселениями поддерживалась трактами, дорогами и тропами. Они обеспечивали развитие торговли, транспорта, путешествия, общение людей. Но не всегда удавалось проложить максимально прямую дорогу, необходимо было огибать особенности рельефа. Часто преградой становились реки, морские проливы, пропасти, долины. Тогда на помощь человеку пришли мосты — инженерные сооружения тесно связанные со всеми областями жизни и деятельности человека.

_03
Cначала это были естественные переходы из завалов деревьев и лиан, позже человек научился самостоятельно строить переправы. За века возведение мостов выделилось в отдельную сферу строительства. Использование природных материалов — дерева, камня, волокна заменилось на искусственные — бетон, сталь, железо, металлические тросы. Чтобы мост прослужил как можно дольше и его можно было безопасно эксплуатировать, инженерам необходимо приложить огромное количество усилий.

_02Отдельно изучается воздействие на мост ветра, солнца, влаги, его способность выдерживать напряжения от проходящих по нему грузов. Сегодня в расчетах помогают компьютеры. Кроме того, инженерам удается создавать не только мосты «природных форм» — балок, сводов, подвесных конструкций, но и более совершенные строения — рамные и арочные конструкции, без швов, перекинутые через огромные расстояния, висячие и вантовые мосты. Мостовые переходы теперь, помимо основной функции — переправы через особенности рельефа, исполняют эстетическую роль.

_04История мостов в каждой части света имеет свои особенности и легенды. Иво Андрич, сербский писатель, отзывался о мостах, как о сооружениях, которые важнее домов и священнее церквей, так как они объединяют людей. Мосты помогают всем и приносят пользу человечеству. Переходы строят в местах, где сплетаются потребности и судьбы, они связывают разные берега и разные народы. Мост, как символ единения, фигурирует во многих народных сказаниях и пословицах. «Наводить мосты» — выражение, означающее желание сблизиться, наладить контакт, «сжигать мосты» — выражение о полном отрицании, о невозможности повернуть назад.

В русском языке у слова мост имеется множество производных — «примоститься», «мостовая», «помост», «мостить». У некоторых народов с мостами связан переход человека из мира живых в мир мертвых. На протяжении столетий люди с осторожностью относились к мостам, будучи уверенными в том, что рядом с этими сооружениями живет разная нечисть. Люди верили, что в реках и пропастях живут нимфы, божества и черти, поэтому строительство перехода сопровождалось жуткими ритуалами. Нередко в тело моста замуровывали жертвы богам — животного, человека, или просто примешивали к бетону кровь.

Особо суеверные люди при переходе через мост бросали вниз монету, чтобы откупиться от нечистых духов. Было такое понятие, как «чертовы мосты» — сложные конструкции. Считалось, что мастера, опасаясь не справиться с работой, звали в помощь черта и обещали за это первое живое существо, перешедшее мост. Обычно черт оставался ни с чем, пуская по свежепостроенному мосту петуха или собаку.

_06
Природа подсказала человеку три простейших формы моста — балочная, арочная и висячая. Чаще всего использовали две последних формы. Недостаток балочной формы состоит в том, что длина мостового перехода сильно зависела от длины самой плиты или балки. Создавать сильно длинные балочные мосты было невыгодно, так как плита быстро прогибалась и разрушалась под внешним воздействием. Можно, конечно, упрочнить ее опорами, но это было трудоемко и дорого. Рентабельными балочные мосты стали только после изобретения таких материалов, как сталь и железобетон.

_07
Висячие мосты пользовались огромной популярностью в тех регионах планеты, где в большом количестве росли растения с длинными и прочными волокнами. Человек додумался перебрасывать лианы через препятствие и по ним перебираться с одной стороны реки или пропасти на другой. Для безопасности переправы дополнительно перебрасывали лианы чуть выше основных канатов, чтобы получились своеобразные поручни. Основные канаты укреплялись дощечками, по которым можно было перевести и домашний скот.

Арочные мосты человеку показала природа, выдалбливая путь под прочной породой. Вода, ветер и солнце измельчают слабую породу, оставляя возвышаться скальные переходы. Арочные мосты делали из камней, так как этот материал выдерживает большие силы давления.

_08
Строительство современных мостов — это огромная и тяжелая работа для инженеров. Им необходимо не только рассчитать несущую способность моста — тяжесть, которую он способен выдержать, прочность используемых материалов, но и уделить особое внимание эффекту резонанса и воздействию на мост ураганных ветров и водных потоков. Одна ошибка в расчетах может привести к многочисленным жертвам. Кроме того, спонсоры возведения мостов требуют от инженеров спроектировать максимально надежный, дешевый и элегантный мост.

В мостостроительстве есть такое понятие, как «эффект резонанса». Легче всего его объяснить на примере простой доски. Если ее положить на манер моста, с двумя точками опоры по краям и пройтись по доске вы почувствуете ритм собственных колебаний перехода. Пройдя по доске осторожно вы не повредите переход, но если попасть в ритм колебаний доски, ее легко сломать. То же происходит и с обычными мостами — давление грузов, совпадающее с их колебаниями способно разрушить переходы. Перед входом на мост колоннам солдат отдают команду «Сбить ногу», чтобы шаг марша не совпадал с колебаниями моста. Такая же проблема была и у железнодорожных мостов, но строители научились сводить опасность к минимуму.

_10
Понтонные мосты — удивительная придумка инженеров, позволяющая быстро наводить сборный переход через препятствие и также быстро его убирать. Первые свидетельства о понтонном мосту датируются 493 годом до нашей эры. Персидский царь Дарий совершил свой поход против скифов, переправив армию через пролив Босфор. В самом узком месте пролива было 700 метров. Здесь поставили заякоренные корабли, которые соединили деревянным настилом. Понтонные мосты часто наводились в мирных целях, когда не хватало средств на строительство обычного моста. Большими недостатками таких переходов является подверженность паводкам и ледоходам, преграда для судоходства.

_09Огромный вклад в строительство мостов вложили римляне. Мосты и дороги — основа, позволяющая управлять из центра обширной территорией. Войска в рекордно короткие сроки могли оказаться в любом регионе империи и подавить восстания или набеги. Мосты римляне строили основательно — некоторые из них не просто сохранились до наших дней, но и продолжают эксплуатироваться.

μ@
logo
Компания Омега персонал это динамично развивающееся агентство по предоставлению услуг аутсорсинга, аутстаффинга линейного персонала в России.